Значительное влияние, при этом, оказывала деятельность крупнейших поэтов эпохи – Гейне и Гете.
К 19 столетию формируются национальные яркие школы – французская, представленная Бизе, Гуно, Берлиозом, Массне, австрийская и немецкая – Шуман, Шуберт, Вольф, Брамс, а также русская. Многие композиторы объединяли свои романсы в отдельные вокальные циклы, как, например, ранний Бетховен и зрелый Шуберт. Среди русских композиторов, использовавших данную форму - Мусоргский, Глинка, Римский-Корсаков.
К началу 20 столетия заметными становятся своеобразные образцы польской, норвежской, финской, чешской национальных школ. Развивается также и бытовой романс, что изначально был рассчитан на исполнителей-любителей.
Подобная форма перешла и непосредственно в инструментальную музыку, характеризуясь определением romance sans paroles, что представляла собой пьесу с преобладающим мелодическим значением, создаваясь для фортепиано или другого сольного инструмента, при необходимости - с аккомпанементом.
Среди жанровых разновидностей романсов выделяют баллады, баркаролы, элегии, танцевальные романсы и прочее. Такие стихотворения лишены определенных твердых и четких жанровых признаков, представляя собой, преимущественно, небольшое, рифмованное, строфическое лирическое произведение с напевным типом интонирования и стихами средней длины.