Блюз

Блюз – особая музыка и музыкальный жанр, что зародился к концу 19 столетия в среде афроамериканского сообщества на территории Юго-востока США, среди выходцев с плантаций. Сегодня музыкальный портал причисляет блюз к одному из наиболее значимых вкладов афроамериканцев непосредственно в мировую культуру.
Сложился блюз из нескольких проявлений, как холер, рабочая песня, христианские песнопения спиричуэлс, выкрики в ритуалах религиозных африканских культов, баллады и шант. По сей день современная музыка, в частности рок-н-ролл, джаз, соул, поп испытывают значительное влияние блюза.
Основная преобладающая форма жанра - 12 тактов, среди которых первые 4 зачастую играют на тонической гармонии, затем по 2, соответственно, на субдоминанте и тонике, а еще по 2 – при помощи доминанты и тоники. Известно такое чередование как блюзовая сетка, метрическая основа которой составляет 4/4.

Довольно часто используется и шаффл - ритм восьмых триолей и пауза.
Характерная отличительная особенность блюза - использование блюзового лада, что включает в себя пониженные «блюзовые ноты». Довольно часто музыка создается согласно структуре «вопрос — ответ», что выражается в лирическом и музыкальном наполнении композиции, что нередко базируется на диалоге между собой инструментов. Является блюз, при этом, импровизационной формой музыкального жанра, когда зачастую в композициях используют исключительно основной опорный «каркас», что обыгрывает солирующие инструменты. Изначально тематика жанра строится на социальной чувственной составляющей быта и жизни афроамериканского населения, препятствиях и трудностях на их пути.
Выделяют сегодня несколько разновидностей жанра. По непосредственно принадлежности к композиторскому творчеству и устной традиции – первичные и вторичные, по манере исполнения – мелодический и шаут-блюз, по содержанию – лирическое и драматическое направление. Исходя из средств исполнения рассматривают вокальный, инструментальный, вокально-инструментальный, комбо с малыми и биг-бэнд-блюз с большими джазовыми оркестрами. Базируясь на степени аутентичности, можно выделить аутентичный, псевдо и квазиблюз, а также их разновидности, включая произведения отдельных академических композиторов, созданные в духе жанра.

Статьи